Обзор XCOM2: War of the Chosen — глобальное обновление. Обзор XCOM2: War of the Chosen — глобальное обновление Трое в лодке, не считая Xcom

Джейк Соломон, творческий руководитель XCOM 2, прямо сказал, что War of the Chosen - это фактически ХСОМ 3. Собственно, любая другая студия уже бы сразу продавала этот контент-пак отдельной игрой. Но это Firaxis. Единственная причина, почему War of the Chosen сделали дополнением - это отсутствие нового направления. В первой ХСОМ мы были командующим глобальной организации, открыто защищалась от нападения пришельцев. ХСОМ 2 изменила расклад сил - мы теперь в подполье, база наша небольшая подвижная, ресурсов мало, и часы постоянно тикают, приближая Большой Пипец.

Перед началом полноценного обзора для любителей игр по проще, рекомендуем сайт mirigor.com. Прямо в браузере можно запускать легендарные , стратегии, квесты, спортивные и многие другие. Каждая игра не требует установки или загрузки – достаточно перейти по ссылке и выбрать понравившуюся и начать получать удовольствие от геймплея.

Обновленная кампания

Как и Enemy Within, дополнение полностью интегрированное в кампанию, поэтому придется начать восстание против власти пришельцев заново. Зато кампания имеет новый стартовый синематик и модификаторы, как это было в EW. Заметны различия в характеристиках бойцов, дополнительные препятствия и удвоенная продолжительность кампании. Но даже без модификаторов в War of the Chosen докинут к сюжетке еще 10-15 обязательных миссий (и соответственно несколько десятков промежуточных).

Избранные - это троица особенно сильных пришельцев, при создании которых разработчики вдохновлялись... Middle-Earth: Shadow of Mordor (славим солнце, после трех лет ожидания другие разработчики понемногу делают свои аналоги Nemesis!). Избранные случайно попадаться вам на протяжении всей кампании, и каждый раз реагируют в соответствии с течения ваших предыдущих столкновений. Более того, иногда они приобретают особые черты на один бой. Скажем, одного избранного вы сильно ранили мечом - так при следующей вашей встрече у него будет полная неуязвимость к ближнему бою.

Другие повстанческие фракции

Как оказалось, в этом мире вы не единственные повстанцы. Появление избранных заставило выйти на поверхность несколько новых группировок. И поскольку Убийца, Охотник и Колдун до конца игры имеют все шансы стать непреодолимыми соперниками для вас, самое время обзавестись союзниками в этой войне. Каждая из трех фракций имеет свои особенности, специализацию, мотивацию, мировоззрение... и так уж сложилось, что они терпеть друг друга не могут.

Жнецы - непревзойденные мастера стелса, которые поклоняются вору Гарретту и Сэму Фишеру (даже одеваются похоже). В отличие от стандартной "незаметности" вашего отряда, которая срывается с первым же выстрелом, Жнецы имеют специальный режим "тени". Он обнаруживает бойца не сразу, а постепенно - за это время ваш Жнец может заснайпиты несколько врагов и заложить мину-другой.

Пехоту армии оккупантов составляют гибриды людей и сектоидив, которые значительно быстрее, сильнее и выносливее оба вида. Впрочем, время в этих ХСОМвских урук-хаев воля настолько сильна, что мутация не способна вытереть человеческое сознание, поэтому они бегут из армии. Именно такие дезертиры сплотились и стали Боевиками.

А с храмовниками не все так просто. В их распоряжении есть только энергомечи с Halo и несколько псионичных трюков. Штука в том, что в начале боя они могут сравнительно мало - с каждым следующим ходом они накапливают очки "фокуса", которые будут давать доступ к всякий раз сильных умений. Если ваш храмовники проживет на поле боя достаточно долго, то он сможет отражать атаки (а со временем перенаправить их во врагов), призывать собственного боеспособного призрачного клона и даже накрывать весь экран мощным псионичным штормом.

Как видим, бойцы упомянутых группировок - непревзойденные в своей роли, дефолтные солдаты вашего отряда в принципе на подобные вещи не способны. И чтобы получить возможность завербовать себе хотя бы одного жнеца, боевика или храмовников, придется попотеть и наладить хорошие отношения отношения с фракцией. Для этого придется выполнять дополнительные миссии, на которые можно будет отправлять только двух-трех бойцов. Конечно, придется выбирать, кому предоставлять преимущество, однако если порвать свои штаны за 40 гривен, то можно будет подружиться с тремя фракциями время (за это дадут отдельную ачивки!)

Новая система развития бойцов

Жнецы Боевики и Храмовники - крутые, словно яйца, но система их развития отличается от обычных солдат. А все потому, что они получают умение не за повышение в звании (нет у них такого), а за специальные очки навыков. Здесь стоит начать издалека: отныне у каждого бойца (обычного или фракционного) появляется параметр "боевой интеллект", который типа как определяет, с какой скоростью ваш воин приобретает практические навыки в бою. Именно так, за сам факт боя вы ничего не приобретаете; вознаграждаются только грамотные тактические решения (обходите врага с фланга, занимаете высоту, используете слабые стороны определенного врага и т.д.). Больший показатель боевого интеллекта - больше очков развития вы получите в конце задачи.

Что интересно, все полученные очки не закреплены за конкретным бойцом, а идут в один общий пул. Они прежде всего нужны для улучшения фракционных воинов, однако если вам не нужна убермашина смерти в лице боевика, ниндзя-снайпер жнец или футуристический маг 120-го уровня, за эти очки можно развивать обычных воинов, разблокируя им оба умения определенного звания или вообще навыки совершенно другого класса.

Партизаны или террористы?

Когда вышла ванильная ХСОМ 2, мы грустили, что разработчики быстро сдались и не стали развивать тему терроризма. Мол, это не террористы, а однозначно хорошие и благородные повстанцы-освободители. И War of the Chosen пусть не полностью, но частично позволит нам взглянуть на глобальную ситуацию с другой стороны баррикад. Теперь после сюжетных миссий будут транслировать выпуски официальных новостей, где наши действия описывать с точки зрения коллаборациониста. Наконец хоть как-то игроку скажет, что он часто ставит мирное население под угрозу, наносит непоправимый ущерб городам и не является такой уж однозначно хорошей силой.

В ответ на это наша база будет иметь свою радиостанцию ​​и так же после каждого важного задания местный ди-джей ведет уже нашу пропаганду в нашу пользу. Казалось бы, мелочь, но изрядно приятно, что разработчики все же пытаются решить проблему однозначности мира ХСОМ и показать зубы.

Ну и теперь самое крутое - Фотобудка! После каждой миссии уцелевшие воины становятся в произвольных позах, и игра позволит вам сделать снимок победителей, который затем используется в качестве пропаганды для сопротивления. Но вы можете кастомизировать фоторежим: накладывать фильтры, текст, передвигать бойцов, менять позы и фоткаться в любое время на базе. А если ваши солдаты еще и побратались, то они будут иметь набор уникальных поз! Сделанные снимки игра не просто сохранит в отдельную папку, но и размещать на стенах зданий во время миссий (пропаганда же!). Черт, как же это прекрасно!

War of the Chosen – первое крупное дополнение для XCOM 2 , которое включает себя немало нововведений, сильно преображающих игру. Что стоит ожидать поклонникам серии, мы расскажем в этом обзоре.

Начнем мы с новых фракций. Сперва нам предстоит познакомиться со Жнецами, предпочитающими вести бой скрытно. Вторая – Заступники, вышедшие из под контроля солдаты Адвента. Третья – Храмовники, использующие пси-энергию.

Каждая фракция даст новые классы бойцов, которые от стандартных отличаются более разнообразной системой прокачки. От жнецов нам достанется снайпер, способный скрываться и передвигаться на дальние расстояния, что позволяет ему стать отличным разведчиком. Заступники дадут бойца, который может стрелять два раза, а также забираться на высокие места с помощью крюка. Храмовники поделятся бойцом, способным использовать пси-способности. Также все три новых класса пользуются своими уникальными видами оружия и брони.

На новых героях дело не ограничилось – фракции помогают вам и в развитии базы. Жнецы позволят собирать разведданные. Заступники ускорят строительство. Храмовники помогут в лечении раненых. Правда, чтобы пользоваться данными услугами, придется отказаться от других заданий на глобальной карте. Также появились секретные задания, которые ваши бойцы будут делать без вашего участия. Награды самые разные – от сбора материалов до снижения прогресса проекта «Аватар». Не обходятся эти задания без риска. Если не повезет, то придется в специальных миссиях вытаскивать ваших бойцов из передряг.

Пожалуй, главная фишка дополнения – новый вид врагов – Избранные. Всего их три, но каждый из них уникален и представляет из себя мини-босса с уникальными умениями. Один из них убийца, умеющий исчезать, другой - меткий стрелок, третий - мощный псионик. Причем каждый из них обладает своим характером. Это не просто бездушные болванчики, а полноценные персонажи, которые частенько будут с вами связываться, выдавая огромное количество разнообразных фраз.


Необычно сделаны и встречи с ними. Теперь, выполняя задания на территории одного из Избранных, вы рискуете встретиться с ним, в результате чего придется тратить силы и на него. Но победив его в бою, вы не избавитесь от него навсегда, а всего лишь отгоните. Также иногда они могут похищать ваших оглушенных бойцов, либо черпать из них информацию, что гораздо хуже.

Дело в том, что Избранные не просто появляются на поле боя – они постоянно вмешиваются в дела сопротивления и со временем приобретают новые способности. Но самое неприятное заключается в том, что они выведывают расположение вашей базы, что отображается в специальной шкале. И если она заполнится до конца, считайте, что вы проиграли.

Все это делает игру куда более напряженной. Мало того, что пришельцы занимаются проектом «Аватар», а миссии сыпятся с такой частотой, что ваши бойцы не успевают встать с больничной койки, так еще и Избранные ищут информацию о вас. Сначала вы познакомитесь с одним Избранным, но постепенно вы встретите и других, и каждый пытается раскрыть ваши тайны.


Чтобы избавиться от Избранного, придется выполнить ряд секретных заданий по поиску его логова, а после организовать нападение. Поначалу битва с Избранным в его цитадели впечатляет. Сначала мы пробираемся через охрану, а потом сражаемся с самим Избранным, бой с которым проходит в несколько этапов, на которых напряжение сильно вырастает. Но впечатляет только первый бой. Штурм цитадели второго и третьего Избранного не отличается вообще никак от первого боя. В итоге, не надо искать слабые места и придумывать какие-либо тактики. Вы уже заранее знаете, чего ожидать и как действовать. И это главный минус Избранных. Разработчики могли бы в каждый бой с Избранным внести какую-то изюминку.

Еще одним крупным дополнением стал новый вид противников – странники. Они враждебны как к вам, так и к пришельцам, а представляют они из себя безмозглых зомби - жертвы массового биологического оружия пришельцев. Появились целые новые карты и миссии со странниками – обычно это мрачные заброшенные города.

Появляются странники толпами, из-за чего разработчики добавили новую фичу. Когда вы убиваете странника, вам дается дополнительное действие, в результате чего один боец может убить сразу несколько зомби. Также придется аккуратнее пользоваться гранатами и другим оружием со взрывом, так как наш шум сбегутся еще больше странников. Все по канону зомби-хорроров.


Поначалу новые противники действительно впечатляют, так как игра во время битвы с ними сильно преображается. Но самая главная проблема странников заключается в том, что их тема никак не развивается. Более сильные странники отличаются от других количеством здоровья и урона. Никаких кардинально новых видов вы не увидите. В результате этого под конец игры миссии со странниками начинают раздражать, так как их отстрел становится нудятиной и лишней тратой времени. Новые толпы странников встречаешь не с напряжением, а с раздражением тем фактом, что опять придется совершать скучные действия. Может, на высоких уровнях сложности действительно странники заставят куда сильнее напрягаться, но на «Нормале» эти зомби только раздражают. Также начинаешь надеяться на то, что тему со странниками разовьют в паре каких-то новых сюжетных миссий со зловещими тайнами. Но после того, как вы встретите странников, ничего нового с ними не произойдет.

Также не обошлось и без других более мелких нововведений. Появилось новое оружие, между солдатами теперь может возникнуть взаимосвязь, которая добавляет новые тактические возможности, а еще разработчики серьезно улучшили оптимизацию, в результате чего уровни грузятся куда быстрее.

Конечно, все минусы с финальными сражениями с Избранными и странниками можно простить, если бы не цена дополнения. 1399 рублей – это, грубо говоря, 2\3 стоимости оригинальной игры, и честно говоря, дороговато для такого количества контента. При этом, возникает ощущение, что разработчики в некоторых местах дополнение недоработали, как, например, финальные бои с Избранными. Плюс ко всему, когда вы уничтожите всех Избранных, War of the Chosen перестанет чем то удивлять. Во второй половине игры дополнение просто не сможет вам предложить что-то кардинально новое.


В целом, дополнение очень неплохо углубляет оригинальную игру, делая ее более сложной и напряженной, добавляя игрокам новые испытания. Если оценивать дополнение в отрыве от стоимости, то можно поставить оценку 8. Но если рассматривать War of the Chosen как продукт, то лично моя оценка – 7 баллов. В принципе, если вы еще не играли в XCOM 2, можно дождаться скидок и приобрести игру вместе с дополнением.

В материале: XCOM 2: War of the Chosen

Вы хотели войны? Вы её получите.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Проведя за XCOM 2: War of the Chosen с пяток бессонных ночей, мы раскрыли самый зловещий заговор последних лет. Эта информация может вас шокировать.

В Firaxis работают инопланетяне. Джейк Соломон, главный геймдизайнер современной серии XCOM , и его команда — пришельцы с планеты умопомрачительно мозговитых творцов. У нас нет совершенно никаких доказательств, но так оно и есть. Очевидно, что Соломон и присные обладают поистине нечеловеческим умением делать и без того отличные игры куда лучше. Подозрительно лучше по земным меркам.

Записки партизана

В отличие от трёх предыдущих (крохотных) DLC, одно из которых было исключительно косметическим, War of the Chosen — это масштабный аддон со множеством переработанных и новых фишек. Как и в случае с Enemy Within , DLC к оригинальной XCOM , War of the Chosen ощутимо меняет геймплей во всех возможных смыслах: от стратегической мета-игры до менеджмента базы и юнитов.

При этом новинка не совершает никаких революций и почти дословно цитирует Enemy Within. Разница только в том, что XCOM 2 гораздо интереснее своей предшественницы. Она выжала максимум из партизанской темы: скрытные операции, постоянное действие, гонка со временем и кардинальная смена динамики сил в борьбе с инопланетной угрозой. War of the Chosen делает главную ставку на уникальность ситуаций, в которые члены движения сопротивления попадают в своей неравной схватке с АДВЕНТ, и выдвигает личные истории игроков на первый план. Множество маленьких, но важных деталей настолько органично вписываются в игру, что запускать «ванильную» XCOM 2 теперь совсем не хочется.

План-перехват

Главное новшество — те самые избранные, бессмертные слуги старейшин. Правители новой Земли очень недовольны побегом командира из заточения, и троица избранных — их крайняя мера противодействия наглым партизанам. В награду за «голову» XCOM даётся вся планета, и только один избранный может её получить, так что все трое будут из кожи вон лезть, чтобы найти и захватить лично вас.

И называть их просто «боссами» язык не поворачивается. Каждый избранный — это амбициозный и грозный противник с понятной мотивацией. Разработчики дали безликому АДВЕНТу ярких антагонистов, которые не только не лезут за словом в карман, но и не стесняются переходить от угроз к делу.

Избранные ведут свою деятельность и на стратегическом, и на тактическом слое игры. Инопланетное трио поделило планету на зоны влияния: каждый действует в своих владениях, не вмешиваясь в дела коллег. К непрерывному поиску комплексов «Аватар», событиям и налётам на убежища добавились личные операции избранных. Те будут нарушать поставки финансов, запугивать связных, тормозить проекты и исследования. Каждая операция даёт им все больше сведений об XCOM, а когда информации накопится достаточно, они собьют «Мститель» и попытаются взять командира в плен.

На деле избранные не так уж значимо вредят игроку на стратегическом уровне, но вся прелесть кроется в самом ощущении присутствия. На глобальной карте теперь постоянно что-то происходит. Слуги старейшин регулярно выходят на связь и напоминают о себе: психологически давят, издеваются, иронизируют над положением повстанцев и строят планы на то, что сделают с Землёй, когда получат её в полное распоряжение. Мы воюем не с абстрактными оккупантами, а с ними. Именно они отдают приказы об убийстве невинных, сопровождают конвои и портят людям кровь. Они следят за успехом проекта «Аватар». Теперь противник — не скрытый генератор случайных чисел, а вполне видимые неприятные личности.

Давид и Голиаф

При выполнении любых заданий на тактической карте всегда есть шанс встретиться с одним из них лично. Узнать о приходе избранного заранее никак нельзя, хотя некоторые модификаторы увеличивают или уменьшают вероятность стычки. Подготовиться к крутому повороту событий загодя не получится. Остаётся только, как гласит девиз XCOM, всегда быть начеку.

Сами разработчики, как и многие представители зарубежной прессы, заранее окрестили встречи с избранными «регулярными босс-битвами». Это так, но на деле задумка получилась чуть интереснее. В действительности избранные — это оперативники XCOM в версии АДВЕНТа, юниты со своими способностями, перками и уязвимостями, и они генерируются случайным образом. Они не ломают устоявшиеся правила игры, в отличие от бесконечно раздражающих «правителей» из Alien Overlords DLC . Убийца ведет себя как рейнджер, Охотник — как снайпер, а Чародей — как псионик.

Благодаря этому слуги старейшин ощущаются как равные соперники , с которыми приходится считаться, но не как сверхсложные боссы. Они эмоциональны, они допускают ошибки и развиваются вместе с XCOM, постепенно обучаясь новым трюкам.

Тот факт, что избранный может появиться где угодно и когда угодно, вкупе с тем, что каждый из троицы имеет уникальный набор фишек, очень приятно влияет на сами бои. Факторы и условия наслаиваются друг на друга, раз за разом непредсказуемо меняя картину боя. Перестрелки становятся более вдумчивыми, разнообразными и запоминающимися. Например, у нас один рутинный налёт на конвой АДВЕНТа обернулся настоящей катастрофой благодаря Убийце. Расслабившись и рассредоточив солдат по полю боя, мы дали ей в руки все козыри: каждый ход она стабильно оглушала одного человека, а пехота инопланетян в два счёта окружила и добила раненых.

Дополнение хочет, чтобы игрок мыслил более гибко и адаптивно. Избранные не дают сражениям развиваться по отработанной схеме и жестоко наказывают излишне расслабленных командиров. XCOM 2 и до этого была не самой простой стратегией, а теперь добавила к уравнению боёв ещё одну сложную переменную. И вышло это так здорово, что сражения не стали чрезмерно сложными, но теперь бросают куда более изощрённый вызов игроку.

Мы не будем рассказывать, что конкретно умеет каждый из бичей сопротивления, потому что такие сюрпризы лучше испытать на собственной шкуре. Пожаловаться можно только на то, что ИИ избранных не использует все свои возможности по полной программе. Возможно, это мера баланса. Или, напротив, просчёт в алгоритмах. Однако за всё прохождение Убийца, вооружённая катаной и дробовиком, буквально ни разу не пальнула из огнестрела, хоть у неё и была уйма возможностей. Вдобавок после того, как вы окончательно одолеете всех избранных, игра заметно опустеет. Не будет ни кульминации, ни даже CGI-ролика. Обидно.

Vigilo confido, братья!

Как будто всех этих проблем мало, есть ещё одна: избранных нельзя убить. Победи одного в бою — и он просто испарится, а вскоре вернётся в строй и продолжит строить козни. Оказывается, у каждого из них есть крепость — убежище, в котором они оперативно зализывают раны. Только там можно раз и навсегда покончить с мерзким пришельцем, но местоположение крепости, разумеется, сокрыто от любопытных глаз повстанцев.

Носиться по всему земному шару в попытках найти крысиную нору? На это нет ни времени, ни ресурсов. Но раз в мир пришла новая угроза, у нас появились новые меры противодействия: три дружественные фракции сопротивления, всегда готовые протянуть руку помощи. К делу борьбы за свободную Землю присоединились жнецы, заступники и храмовники, а уж у них хватает причин ненавидеть АДВЕНТ. Каждую из фракций терроризирует один из избранных, поэтому именно братья по оружию занимаются поиском их крепостей. Чтобы помочь и себе, и XCOM.

Фракции отлично отвечают атмосфере и эстетике игры, а благодаря личностям их лидеров, постоянной болтовне по радиоканалам и работе с сюжетом союзники колоссально влияют на геймплей. Взяв несколько готовых наработок из Enemy Within, разработчики ощутимо увеличили возможности игрока на стратегической карте. В начале нового игрового месяца всем фракциям можно отдать определённое число приказов — это даст те или иные пассивные бонусы. Некоторые из них малозаметны, другие вполне можно назвать «имбой»: например, один из приказов заступников на треть (!) усиливает модификации оружия.

Прямиком из Enemy Within же снова пришла система секретных заданий. Только теперь они куда более разносторонние: отправлять своих солдат можно не только на поиски крепости избранного, но и на множество других миссий. Получение ресурсов, апгрейдов, информации о комплексах «Аватар», саботаж «Аватара», дополнительная тренировка — вариантов просто уйма. Одна маленькая (и совсем не новая) фишка приносит столько пользы, что страшно становится. И солдаты получают опыт вприкуску с приятными бонусами, и стратегических опций на порядок больше — больше не придётся полагаться исключительно на слухи сопротивления. Наконец-то появилась некоторая свобода действий.

С новыми товарищами по революции XCOM 2 оживает как никогда прежде: создаётся чувство продолжающейся борьбы, не угасающей ни на секунду. А функционал фракций преображает буквально все аспекты игры, побуждая иначе смотреть на глобальную картину мира. Именно к стратегическому геймплею XCOM 2 было больше всего претензий, и War of the Chosen если не исправляет недочёты оригинала, то уж точно умело их маскирует.

Цельнометаллический взвод

Вслед за сменой военного режима Firaxis основательно перелопатили кастомизацию и прокачку бойцов. Причём таким образом, что остается только спрашивать: «А как мы раньше-то без этого обходились?».

Прежде всего, союзники сопротивления охотно отдают под ваше командование собственных рекрутов, и все они получились бесконечно занятными. Жнецы, любители СВД и противогазов, имеют собственную стелс-механику, носят с собой клейморы (их позже можно взорвать выстрелом), умеют дистанционно подрывать машины и огнеопасные контейнеры и не дают противникам выскользнуть из поля зрения.

Заступники, бывшие солдаты АДВЕНТа, способны подстроиться под любую ситуацию: в их распоряжении и крюки-кошки, и возможность стрелять дважды за ход (по умолчанию), и гарпун а-ля «Скорпион». А храмовники и вовсе нацепили энергетические клинки из Halo и накапливают силу с каждым новым убийством — а потратить её могут, например, на создание собственной копии.

Поначалу они могут показаться чересчур сильными, но это не так: «обычные» оперативники XCOM зачастую куда мощнее. Просто у фракционных рекрутов совсем другие инструменты, среди которых вообще нет бесполезных. К слову, прокачиваются они иначе: у особых солдат нет веток навыков и новые ранги открывают доступ к целому ряду умений. Можно скупить хоть всё, если есть достаточно очков навыка — новой игровой валюты. Эти очки даются с повышением уровня и в качестве награды за тактические действия: убийства из засад, атаки с выгодной позиции, множественные фраги и многое другое. Но опыта всегда хватает впритык — взрастить уберсолдата в сжатые сроки не выйдет.

Вдобавок за эти же самые очки можно докупать умения и для обычных солдат, так что по своей мощи отряд XCOM вплотную приближается к супергеройскому. Если грамотно подобрать способности и быть везунчиком, можно творить совершенно невообразимые вещи. Во время нашего прохождения два основных рейнджера отряда, один из которых был вооружён трофейными пушками Убийцы (а вы думали, никакой награды за уничтожение избранного не будет?), убивали инопланетян чуть ли не взглядом. Это веселит, но есть подозрения, что баланс будет вихлять на разных уровнях сложности. Слишком много возможностей и ещё больше вариантов развития событий. Всё не учесть.

Хорошей заварушки должно быть много

Но и это ещё не всё! War of the Chosen приберегла пачку механик поменьше.

Например, наши бойцы теперь могут дружить. Если некоторые напарники «контачат» хорошо, то растёт уровень их взаимосвязи, а с ним приходят и полезные бонусы. Возможность дать товарищу дополнительное действие, снять с него негативные эффекты, синхронно выстрелить по цели — всё по заветам боевиков. Забавно, правда, что игра сама решает, кто с кем дружит.

Вариаций карт стало куда больше: теперь они не ограничиваются «природой», «захолустьем» и «фантастическим мегаполисом». Типов заданий тоже прибавилось. Например, миссии с участием странников, о которых мы рассказывали в превью , встречаются не слишком часто, но до неузнаваемости меняют динамику боёв. Казалось бы, снова зомби в ААА-проектах, но ругать идею не хочется, потому что она, как ни странно, очень свежо играется в рамках XCOM 2.

Все, кто ненавидит задания на время, могут выдохнуть: их теперь гораздо меньше, а те, что остались, почти не раздражают. Учитывая, что War of the Chosen возвращает в XCOM 2 опции «Второй волны», неприятные моменты можно заметно сгладить. Отведённое время на тех же таймерах легко вдвое удлинить или сократить по желанию. Или, к примеру, отправить себя прямиком на седьмой круг ада, сделав все эффекты событий перманентными.

Пройдёмся напрямую по пунктам, указанным в информации дополнения, и разберёмся в его сильных и слабых сторонах.

Нововведение, продвигающееся активнее всех во время маркетинговой кампании Firaxis собственно, в честь них дополнение и названо. Избранные представляют из себя трёх новых противников, каждый из которых сильнее, умнее, хитрее и опаснее любого стандартного врага на поле боя. Перед каждым из Избранных поставлена цель сокрушить XCOM и вернуть Командира, то есть нас обратно в плен нас, обратно в плен.

Собственно, с данной целью они и будут преследовать игрока с его подопечными на большем протяжении игры , вмешиваясь как в стратегическое руководство, так и в тактическое. Стоит признать данное нововведение успешным: каждый из трёх противостоящих нам избранных имеет свой отличительный характер и неповторимый стиль боя. Их действия на «глобусе» действительно могут если не разрушить, то весомо подпортить ваши дальнейшие планы, а вот в бою. Не сказать, что они настолько опасны, как нас заверяли. После пары встреч лицом к лицу вы уже раскусить их тактику и сможете спокойно отбиваться от дальнейших нападок.

Три фракции, призванные помочь XCOM уничтожить Избранных, а попутно предоставить помощь новыми солдатами и способностями. Эмоции от этого нововведения остались смешанными: всё то, что связано с новыми возможностями от данных группировок, а именно их уникальные бойцы, секретные задания и бонусные карточки, смотрится достойно и вписывается в игру.

А вот что касается истории самих фракций, их «противоречивых» мотивов и различных особенностей, то все это раскрыто как-то очень слабо. Позиционируются как три группировки со своей философией и своим особым стилем, на самом деле они мало чем отличаются друг от друга, не считая оружия, экипировки и лидера. В принципе, за всю игру нас лишь уведомляют о том, что фракции недолюбливают друг друга, и что нам необходимо объединиться с ними.

Даже так называемое «долгожданное примирение» выглядит очень нелепо и натянуто. И не будь XCOM в первую очередь стратегией, данный недостаток оказался бы очень серьёзным. А на деле его можно оставить и продолжать наслаждаться тем, как фракционные бойцы без труда расправляются с очередным отрядом пришельцев.

В XCOM 2 нам пытались донести то, что все разрушенные во время войны столицы и большие города были заново отстроены «Адвентом». В War of the Chosen выясняется, что не все. Часть миссий DLC пройдёт в заброшенных городах, контроль над которыми не установили ни пришельцы, ни Сопротивление. А дело всё в выпущенном 20 лет назад биологическом оружии пришельцев, которое превратило жителей пострадавших городов в таинственных Странников.
И надо признать, дизайн данных уровней действительно хорош. Локации старых городов действительно отличаются от стерильных центров «Адвента», атмосфера полной разрухи и заброшенности передана похвально, а проходящие на данной территории задания сами по себе становятся частично уникальными.

Итак, это были три основных новшества War of the Chosen, но также есть ещё несколько тем, о которых стоит упомянуть: Бойцы теперь не являются однотипными юнитами с разными моделями и разными способностями. Они могут уставать после участия в серии заданий, получать различные фобии, а также формировать дружеские отношения с товарищами. Всё это делает их действительно личностями, отличающимися от других теперь не только именем, прозвищем и флагом на броне. Прибавив это к ванильной системе кастомизации и возможности написания полноценной биографии можно смело заверить, что War of the Chosen впервые в серии представляет бойцов как не пушечное мясо, а именно как разносторонних людей, объединенные одной целью.

Багов и плохой оптимизации, ставших основной проблемой XCOM 2 в первые месяцы после выхода, в данном дополнении я не повстречал. Иногда образуется непонятная пауза между передачей ходов, но не более того. Сыроватая стратегическая часть оригинала получила достаточно новых механик, а заодно и расширение старых, так что теперь она не создаёт впечатление обрезанной версии Enemy Unknown. Присутствует приятный бонус в виде режима испытаний, обновляющийся каждую неделю.

В завершение стоит ответить на главный вопрос: «Делает ли данное дополнение XCOM 2 тем, чем он должен был стать с самого начала?». Думаю нет, не делает, Long War справляется с этой задачей лучше, при этом не выходя за рамки механик оригинальной игры. Однако и War of the Chosen не следует обходить стороной, так как с ним XCOM 2 ощущается действительно другой игрой. Игрой со множеством возможностей, живой стратегической и тактической частью, а вдобавок и с вполне хорошей реиграбельностью. Вне зависимости от вашего мнения насчёт ванильной версии, вам стоит купить и хотя бы раз поиграть в оригинальный XCOM с данным расширением.

Если вам по какой-то причине казалось, что у оригинальной XCOM 2 есть проблемы со сложностью, то лучше вам не запускать War of the Chosen. Это дополнение лишний раз напоминает - Земля больше не ваша. Доказывать инопланетянам, что они не правы, конечно же, можно и даже нужно, вот только теперь делать это будет гораздо сложнее. И интереснее!

При создании War of the Chosen разработчики из Firaxis учли все, на что жаловались игроки в :

    Мало событий на глобальной карте? Пожалуйста, теперь много. Враги быстро становятся предсказуемыми? Тогда вот вам вражеские суперсолдаты, готовые в момент стереть XCOM в порошок. Маловато типов заданий? Сделали больше! Бесит таймер? Не вопрос - на него теперь можно воздействовать, так что он перестанет мешаться.

Одним словом, поправили все ключевые косяки оригинала.


Но одна из самых важных вещей дополнения - те самые Избранные. Это три чрезвычайно мощных противника, которым за поимку командира XCOM положена награда - власть над Землей. Разумеется, делиться никто не хочет, и поэтому каждый из них обособленно включается в гонку за обладание целой планетой.

Для XCOM же эта гонка оборачивается чудовищной головной болью - Избранные используют разные методы борьбы, ни один из которых, разумеется, не предполагает честного сражения: саботажи, диверсии, точечное уничтожение ваших лучших агентов - будьте готовы к грязной игре.


И учтите, Избранные - это вам не тупые противники-боссы, как в дополнении Alien Hunters. Они настоящие личности со своими особенностями, со своей манерой поведения. А еще, в отличие от своих «коллег», они не горят страстным желанием нарушать правила игры, совершая сразу по десятку ходов на один ваш. Зато они будут постоянно комментировать ваши действия, рассуждать о том, насколько же плохо ваши солдаты тренированы, и предлагать сдаться в плен всем составом после каждого промаха.

Разработчики проделали титанический труд и записали для Избранных столько реплик, что у меня пришельцы в своих угрозах не повторились ни разу за все прохождение.

Если же докапываться до сути, то окажется, что Избранные - это улучшенные бойцы XCOM: рейнджер, снайпер и псионик. К счастью, друг с другом они не в ладах, поэтому отбиваться придется максимум от одного Избранного за раз. Иначе у нас вообще не было бы шансов.


Избранные случайным образом появляются на миссиях, вынуждая игроков налету пересматривать тактику. И, разумеется, у каждого Избранного своя стратегия и свои особенности. Убийца носится по карте, машет своим мечом и вырубает ваших бойцов точечными ударами. Охотник сидит где-нибудь в уголке карты, выцеливая ваших бойцов. Варлок же предпочитает держаться на средней дистанции, и проблем от него куда больше, чем от Убийцы и Охотника вместе взятых - в основном потому, что он псионик. Один раз из-за его умений мне пришлось просидеть на миссии более шестидесяти ходов.


А главное - вы никогда не угадаете, придет ли к вам на миссию Избранный. Рядовой рейд за материалами в любой момент может превратиться в прогулку по аду из-за вторгнувшегося Избранного. Самое веселье в том, что они появляются на миссиях не сразу, а спустя пару-тройку ходов, когда вы уже расслабились и не ждете подвоха.

Конечно, со временем к таким фокусам вы будете готовы заранее в каждом сражении, но поначалу нервы игра вам все же потреплет.



И если вам мало того факта, что Избранные гадят вам на заданиях, то пожалуйста - гадят они еще и на глобальной карте. Причем по-всякому - то урежут доход с какого-нибудь региона, то залезут на «Авенджер» и попытаются совершить саботаж, то вообще попробуют уронить ваш корабль и начать наземную операцию по захвату летающего штаба XCOM.

К счастью, всем этим трюкам Избранные обучаются постепенно. Чтобы начать саботировать ваши коммуникации, им сначала нужно добыть необходимую информацию, а заодно поднять себе уровень. Чем больше они знают, и чем выше их уровень, тем выше шанс того, что ваш «Авенджер» внезапно рухнет посреди пустыни Сахара. Ну, или помидоры из холодильника внезапно исчезнут - тут уж как повезет.

Но кое-что у своих предшественников из Alien Hunters Избранные переняли. Например, кучу занятного барахла, которое остается после окончательной победы над одним из негодяев. И если оружие Варлока ничего интересного из себя не представляет, то вот снайперская винтовка Охотника и дробовик с катаной Убийцы претендуют на звание самого «перекаченного» оружия в игре. Хорошо хоть существуют они в единственном экземпляре!

Единственное, что омрачает все это великолепие - халатное исполнение финальных этапов противостояния с Избранными. Решающая битва с каждым из них протекает в одних и тех же декорациях и с одними и теми же условиями, а после победы над всеми тремя вы не то что ролика - даже кат-сценки не увидите. Право слово, Firaxis, можно было и лучше.



Еще разработчики наконец-то вспомнили, что у них игра не про то, как государственная организация борется с инопланетянами, а про кучку высокотехнологичных партизан, пытающихся отбить свой мир обратно.

Теперь «Адвент» постоянно вещает по радио и телевидению, сообщая об очередной злодейской атаке «террористов из XCOM, которые мешают миру». Повсюду висят агитационные плакаты тех самых «террористов». Денег и ресурсов из-за действий Избранных вечно не хватает. А главное - ваша организация оказывается далеко не единственной.

Помимо XCOM с пришельцами сражаются еще целых три фракции: Жнецы, Заступники и Храмовники, причем каждая организация, как водится, со своими тараканами. Первые - простые люди, которые полны решимости отвоевать свой дом любыми методами. Вторые - отщепенцы «Адвента», желающие отомстить своим создателям за все и сразу. Ну и третьи - псионики, они вроде бы сидят тише воды, однако прекрасно понимают войну и готовы помочь вам выгнать пришельцев с Земли куда подальше.


Новые фракции привносят с собой сразу несколько важных вещей. Первая - система приказов. С началом каждого нового месяца вы можете выбрать до девяти уникальных модификаторов, которые будут влиять вообще на все - на «Авенджер», на мир вокруг, на ваших солдат, на врагов. Выбирать есть из чего, причем часть приказов поначалу кажется откровенной имбой. Скажем, приказ, который «замораживает» таймер задания до тех пор, пока ваши бойцы не потеряют маскировку. Или моментальный контакт с тем или иным регионом на карте. Ну или совершенно халявный новобранец, которого вам выдают дополнительным юнитом в начале задания - он даже остается у вас после завершения миссии!

Вторая важная вещь - секретные операции, помогающие еще сильнее погрузиться в атмосферу партизанской войны. Суть максимально простая - вы выбираете нужное вам задание, например, саботаж проекта «Аватар» и назначаете на него бойцов. Те какое-то время отсутствуют, а затем возвращаются с отчетом, получив немного опыта и то, за чем они ходили. Принцип хорошо знакомый по многим-многим другим играм, но работающий.


Также у нас есть сразу три новых класса, и они неплохо вписываются в существующую схему. Вот, например, Жнецы. Они снайперы, но при этом у них нет дополнительных умений, связанных с пистолетами, зато есть навыки, улучшающие взрывчатку. По сути, они не столько снайперы, сколько настоящие диверсанты - у них даже режим маскировки работает «по-своему».

Главная задача Жнецов на поле боя - быстро добегать до ключевых объектов в «инвизе» и выносить их, пока остальная группа где-то там сражается, отвлекая на себя внимание. Они же могут заниматься «сколом» брони у противников и минированием местности. В общем, если вам казалось, что в XCOM 2 слишком дурацкий стелс, то Жнецы вам точно понравятся. Жаль только, что в сравнении с обычными снайперами у них очень скромный урон.

Заступники - это рейнджеры, только не с дробовиками, а с автоматами. Они быстро перемещаются по карте благодаря своим крюкам-кошкам, неплохо сражаются в ближнем бою и могут притягивать к себе гуманоидных врагов.

Но есть проблема. Те же Жнецы практически незаменимы на миссиях, где требуются незаметные действия. А вот для Заступников своей однозначной ниши нет.

Да, они могут выполнять работу рейнджеров, но их урон гораздо ниже, чем у обычных бойцов XCOM. Да, крюк-кошка и возможность выстрелить дважды за ход делают их интересными бойцами, но не более того. С другой стороны это, наверное, и хорошо - зачем плодить имбалансные классы?

Храмовники - тоже похожи на рейнджеров, только уже с перекосом в псионику. Опять же, по сравнению с обычными рейнджерами у них не столь высокий урон, зато они могут увеличивать его с помощью очков концентрации, которые выдаются за избиение вражеских войск.

Помимо своих пси-лезвий Храмовники примечательны интересным набором способностей. Например, они могут ставить стены из энергии. Или усиливать «входящий» урон по противнику. Но самое крутое - способность поменяться с врагом или союзником местами. Грамотно используя умения Храмовника можно добиться многого, главное - следить за концентрацией, потому что без нее Храмовники не могут почти ничего.



Поначалу может показаться, что новые бойцы куда сильнее старых. Это не так. По мере улучшения оружия они все сильнее отстают в плане наносимого урона, но компенсируют это собственными умениями - вот главное отличие трех новых классов от уже знакомых. Если у бойцов XCOM строго линейное древо развития, то у новичков этих навыков огромный список, плюс можно взять что-нибудь из уже привычных перков стандартных классов.

Тут же следует отметить и приятное нововведение - ваши бойцы теперь не ограничены выбором из двух умений на уровне. Если построить специальную комнату на «Авенджере», вы сможете докупать бойцам дополнительные навыки. Выучить можно хоть оба древа сразу - лишь бы очков навыков хватило. Они, в свою очередь, делятся на два вида - индивидуальные очки бойца, и общий пул очков XCOM, которые выдаются за различные «успешные действия» в бою.


А еще теперь бойцы могут объединяться в тактические двойки, что добавляет динамики сражениям. У таких товарищей в бою есть весомые преимущества - они могут подбадривать друг друга, снимая негативные эффекты, могут дать дополнительный ход, или даже одновременно стрелять по одной цели, тратя только одно действие. Звучит так себе, но на заданиях это очень помогает.

Кстати, о заданиях. Firaxis добавили новые типы миссий, новые карты и новых врагов. Огнеметчики в определенный момент становятся просто живыми бомбами посреди вражьего отряда, призраки - очень занудной помехой, которую лучше побыстрее вырезать чем угодно, а вот странники, аналоги зомби, внезапно раскрывают игру с новой стороны.

Миссии, которые казались мне самыми скучными, с появлением странников превратились в кладезь тактических маневров и решений, которые, увы, нереально провернуть на других заданиях. Дело в том, что странники реагируют на звуки, и их легко привлечь взрывом. А еще «Адвент» тоже воюет с полчищами зомби. Дело остается за малым - натравить врагов друг на друга, и, потирая лапки, смотреть кто кого вырежет.


Ну, а после сражений можно откинуться в кресле и заняться знакомым всем фанатам RPG делом - залипнуть в конструкторе. Только не персонажей, а плакатов, которые затем появятся на локациях. Можно от этого и отмахнуться, конечно, положившись на автоматический генератор, но разве так поступают партизаны? Куда веселее самому сидеть по полчаса над каждым листочком, подбирая идеальные позы для солдат и фон для них.

Война с пришельцами? Пффф, погодите - у нас тут фотосессия.

Firaxis не врали, когда говорили о том, что в War of the Chosen контента столько, что хватило бы на полноценную третью часть. Да, сюжет с Избранными вышел немного скомканным, но он все равно раскрывает новые детали этого безумного мира и наводит на определенные мысли (спойлеров не будет!). Новые механики без шума и пыли «встали» в каркас оригинальной игры, ничего не погнув - теперь просто не понимаешь, как раньше играл в XCOM без них. Игра на глазах стала сложнее, комплекснее и интереснее, хотя, казалось бы, куда же еще. Здорово же?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то